Павел Перепелица: «В числе главных слагаемых успеха подмосковного стройкомплекса я бы назвал, прежде всего, продуманную инвестиционную политику» №1(1), 2011 год
Т.В. Зотова, ведущая рубрики «Гостиная журнала», член Экспертного совета журнала «Кто есть кто в строительстве и архитектуре», руководитель программ развития Сенаторского клуба Совета Федерации
Строительная отрасль страны — определяющая составная часть развития её экономики
По праву строительную отрасль страны в советские времена называли «локомотивом экономики». Строительная индустрия — это гигантская инфраструктура, включающая в себя такие виды строительства, как промышленное (заводы, фабрики), транспортное (дороги, мосты, тоннели), гражданское (жилые дома, общественные здания), военное (объекты военного назначения), гидротехническое (плотины, дамбы, каналы, берегоукрепительные сооружения и устройства, водохранилища), гидромелиоративное (системы орошения, осушения) строительство, а также производство строительных материалов и так далее.
Одним из направлений развития строительной отрасли на сегодняшний день является реализация приоритетного Национального проекта «доступное и комфортное жильё — гражданам России» на территории российских регионов. Это одна из главных задач, поставленных руководством страны в направлении дальнейшего развития строительства жилья с объектами социальной и культурной сферы, построением транспортных артерий.
Каждый регион решает данную проблему с учётом своих особенностей, создавая необходимые условия для наращивания объёма ввода жилья и его устойчивого роста.
Сегодня мы хотим познакомиться с развитием строительного комплекса Московской области, который является одним из фаворитов региональной стройиндустрии.
Как и в любом регионе здесь свои перспективные планы строительства, свои проблемы и задачи. Это развитие инвестиционной политики и привлечение инвесторов, решение вопросов взаимодействия Москвы и Московской области, развитие инновационной составляющей строительной индустрии Подмосковья, построение инфраструктуры развития промышленности строительных материалов, переход строителей на саморегулирование, подготовка профессиональных кадров для строительного комплекса и многое другое.
Рассказать о развитии строительной индустрии в Московской области в гостиную журнала «Кто есть кто в строительстве и архитектуре» мы пригласили министра строительства Правительства Московской области Павла Степановича Перепелицу, который согласился ответить на наши вопросы.
— Итоги работы строительного комплекса Подмосковья впечатляют. Они всегда, а в последние годы особенно, являются ориентиром для работы стройиндустрии в других регионах. Строительную отрасль ещё в советские времена называли «локомотивом экономики». Насколько сегодня строительный комплекс Подмосковного региона, на Ваш взгляд, помогает общему развитию территории в целом?
— Для строительного комплекса Московской области 2010 г. стал годом постепенного возвращения к реализации намеченных планов и программ после периода спада, вызванного мировым экономическим кризисом.
За 2010 г. в Московской области ввод составил 7,93 млн кв. метров. При этом 4,97 млн кв. метров пришлось на многоэтажное жильё, а 2,96 млн кв. метров — на индивидуальное.
Как известно, в целом по Российской Федерации за 2010 г. ввод жилья составил 58,4 млн кв. метров. Таким образом, Московская область обеспечила в 2010 г. 13,3% всего ввода жилья страны. Жилой фонд Московской области составляет 205 млн кв. метров. Таким образом, уровень обеспеченности населения жильём уже превышает 30,3 кв. метра на человека.
В числе главных слагаемых успеха подмосковного стройкомплекса я бы назвал, прежде всего, продуманную инвестиционную политику.
В 2010 г. на развитие экономики и социальной сферы Московской области (в том числе и на строительство) привлечено за счёт всех источников финансирования около 358,9 млрд рублей инвестиций в основной капитал. По сравнению с 2009 г. объём инвестиций увеличился на 16,6 млрд рублей.
С 2000 по 2010 гг. в отрасль привлечено инвестиций более 2,4 трлн рублей инвестиций. Высокие объёмы инвестиций на развитие экономики и социальной сферы демонстрируют такие муниципальные образования, как Ленинский, Красногорский, Одинцовский, Мытищинский, Пушкинский, Сергиево-Посадский муниципальные районы, городские округа Балашиха, Коломна, Подольск, Домодедово, Химки.
В 2011 г. инвестиции в основной капитал прогнозируются в объёме 388,3 млрд рублей.
— Ключевой вопрос — взаимодействие Москвы и Московской области, и это проявляется во всех сферах, тем более в строительной. Тесное взаимодействие двух крупных субъектов РФ помогает целостному подходу к строительству жилья вместе с объектами соцкультсферы, транспортными артериями. Что Вы можете сказать о гармонизации отношений двух субъектов, как идёт этот процесс?
— Одним из наиболее острых вопросов является нормализация транспортного сообщения Москвы и Московской области. Эта тема неоднократно поднималась Президентом Российской Федерации Д.А. Медведевым и губернатором Московской области Б.В. Громовым. Гармонизация градостроительной деятельности с городом Москвой осуществляется в соответствии с Планом мероприятий для совместных решений в рамках взаимодействия Правительства Москвы и Правительства Московской области, утверждённого в ноябре минувшего года мэром Москвы С. Собяниным и губернатором Московской области Б. Громовым. Утверждён план работ по совместной подготовке документов территориального планирования Московской области и города Москвы. Его выполнение создаст необходимые условия для осуществления согласованной градостроительной деятельности органами государственной власти Москвы и Московской области.
Сформирован укрупнённый перечень работ, необходимых для реализации мероприятий плана. Он предусматривает совместную подготовку Концепции согласованного градостроительного развития Москвы и Московской области.
В результате будет сформирован перечень предложений по реализации градостроительных проектов, имеющих неотложный, первоочередной характер — прежде всего проектов совершенствования транспортных, инженерных и социальных инфраструктур Москвы и Московской области.
На основе сформированного перечня предложений будут приняты обоснованные решения по совместной подготовке документов территориального планирования с учётом интересов Москвы и Московской области.
— Темпы развития жилья в Подмосковье связаны с его высокой востребованностью, с коммерческим интересом инвесторов. При этом не раз отмечалось, что переселение людей из ветхого жилого фонда, строительство социального жилья, сокращение очереди на получение такого жилья происходит медленно. Что предпринимается в этом направлении? Расскажите о строительстве социально-культурных объектов.
— На территории области успешно реализована адресная программа Московской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2009–2010 гг. с учётом необходимости стимулирования развития рынка жилья». Основная цель программы — финансовое и организационное обеспечение переселения граждан из аварийного жилищного фонда и стимулирование развития рынка жилья в Московской области.
В ходе реализации программы переселено 1865 человек, расселено 66 аварийных жилых домов, снесено 34 ветхих жилых дома.
Работа по переселению граждан из аварийных жилых домов продолжается и в 2011 г. Разработана и утверждена постановлением Правительства области адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда в Московской области на 2010–2011 гг. с учётом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства».
В программу включены 10 муниципальных образований на территории трёх муниципальных районов Московской области (Шатурского, Ступинского и Клинского), имеющие на территории жилищный фонд, признанный аварийным. Общий объём финансирования программы составит 1,243 млрд рублей. Эта сумма включает в себя средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства (более 1 млрд рублей) и средства бюджетов муниципальных образований Московской области.
В результате реализации программы в 2011 г. будут переселены 2465 человек, а расселены 1046 помещений общей площадью 41,4 тыс. кв. метров.
Повышение качества жизни граждан России — ключевой вопрос государственной политики. Одним из основных приоритетов государственной политики является строительство социально значимых объектов. Эта сфера затрагивает каждого человека и формирует «человеческий капитал».
В сложившихся экономических условиях Правительство Московской области, администрации муниципальных образований прилагают все усилия для ведения дальнейшего строительства социально значимых объектов с целью повышения качества образования, медицинского обслуживания, развития физкультуры и спорта на территории Московской области.
Строительство объектов социальной инфраструктуры ведётся с применением современных конструктивных решений, с учётом новейших технологий, с использованием инноваций строительной индустрии.
За период 2000–2010 гг. на территории Московской области введено в эксплуатацию 89 новых общеобразовательных школ на 44175 ученических мест, 72 дошкольных образовательных учреждения на 10442 места, 21 больница на 2228 койки, 48 поликлиник на 10458 посещений в смену, три детских поликлиники на 700 посещений в смену, один дом ребенка на 30 мест, дома-интернаты для престарелых и инвалидов (взрослых и детей) на 338 мест, санатории на 417 мест.
В 2010 г. в Московской области было построено 15 детских дошкольных учреждений общей вместимостью 2360 мест.
В первом полугодии 2011 г. в Московской области введено четыре детских дошкольных учреждения в городском округе Химки, городских округах Красногорск Красногорского муниципального района и Московский Ленинского муниципального района.
В настоящее время массовое строительство детских дошкольных учреждений (вместимостью 140 мест) ведётся в микрорайон Кузнечики городского округа Подольск и микрорайон № 30 городского округа Балашиха, стоимостью около 1200 тыс. рублей за место. В 2012 г. в городском округе Балашиха планируется начать проектирование детского сада на 230 мест.
До конца 2011 г. планируется ввести в эксплуатацию 12 общеобразовательных школ на 8472 ученических мест, 33 дошкольных образовательных учрежденя на 4880 мест и семь объектов здравоохранения.
Архитектурно-планировочные решения зданий всех школ предусматривают совмещение учебного процесса с функциональными возможностями преподавания физической культуры. В проектах осуществлён принцип комплексного использования строительных площадей школ для организации педагогического процесса и проведения занятий по физической культуре учащихся, кроме того, на школьных территориях расположены спортивные площадки.
В системе дошкольного образования также произошли большие изменения, если раньше все учреждения считались яслями-садами и с детьми работали по одной общей программе воспитания, то сейчас мы осуществляем строительство детских садов общеразвивающего вида, где предусмотрены физкультурно-оздоровительные комплексы, современные плавательные бассейны, компьютерные классы.
— Как сегодня развивается промышленность строительных материалов, стройиндустрия? Увеличивается ли число современных предприятий, выпускающих качественную современную продукцию?
— В Московской области промышленность строительных материалов и стройиндустрии является крупнейшей среди регионов РФ, как по объёму и номенклатуре выпускаемой продукции, так и по количеству предприятий и численности работающих.
С увеличением ввода жилых домов и объектов социального, культурного и промышленного назначения в Московской области развивается и промышленность строительных материалов и стройиндустрии.
Основу производственной базы строительства Московской области составляют более тысячи предприятий, среди которых 34 завода железобетонных изделий, 22 завода по производству строительного кирпича, восемь домостроительных комбинатов, 36 предприятий по выпуску стеновых материалов, 30 предприятий по выпуску сухих смесей, три цементных завода, 15 предприятий по производству окон и дверей из ПВХ, 18 предприятий по производству изделий из полимерного сырья, два стекольных завода, предприятия по производству деревообрабатывающих изделий и другие.
В короткие сроки созданы новые производства по выпуску современных изделий из ячеистого бетона, многопустотного кирпича. Организовано производство строительных материалов, которые ранее не выпускались: теплоизоляционные изделия, кровельные и гидроизоляционные материалы, широкий ассортимент гипсовых материалов и другие.
ООО «Кроношпан» — производство ламинированной плитки, мощностью 152,5 тыс. куб. м/год;
ООО «Сан-Гобен Изовер Егорьевск» — производство теплоизоляционных материалов, мощностью 20 тыс. т/год;
в г. Красногорске
ООО «КНАУФ-Гипс» — завод сухих строительных смесей, мощностью 180 тыс. т/год;
в г. Клин
ООО «Главербель-Клин» — производство листового стекла, а также формование и обработка стекла, мощностью 37 млн кв. м/год;
в г. Серпухове
ООО «УРСА-Серпухов» — производство теплоизоляционных материалов, мощностью 20 млн м /год;
в г. Железнодорожный
ОАО «Мостермостекло» — производство утеплителей, мощностью 18 тыс. т/год;
в г. Ступино
ООО «Изомин» — производство теплоизоляционных материалов, мощностью 260 тыс. м /год;
ООО «Объединённые керамические заводы» — производство керамической плитки, мощностью 4 млн кв. м/год;
в Дмитровском районе
ООО «АэроСтоун-Дмитров» — производство газобетонных изделий, мощностью 420 тыс. куб. м/год;
в г. Коломне
ОАО «Щуровский цемент» — производство цемента, мощностью 2,1 млн т/год.
Проведена реконструкция и модернизация более 175 предприятий. В ходе модернизации производства появились новые высококачественные и пользующиеся спросом строительные материалы.
В Московской области объёмы производства строительных материалов (за исключением цемента и облицовочного кирпича) позволяют осуществлять ежегодно возведение жилья в объёме 7,5 млн кв. метров.
Объёмы производства отдельных видов строительных материалов за январь– июль 2011 г. увеличились по сравнению с аналогичным периодом 2010 г. на 3–18%.
За январь– июнь 2011 г. предприятиями промышленности строительных материалов Московской области (по полному кругу организаций) произведено продукции на сумму 54,8 млрд рублей, что составляет 120% к уровню 2010 г.
Мы считаем, что создание новых производств на основе инновационных технологий, отвечающих современным требованиям ресурсосбережения и конкурентоспособности, является целесообразным и постоянно действующим фактором любого производства. При этом решается важная задача замещения импортной продукции.
— Как министерство строительного комплекса Подмосковья работает со строителями? Ведь они сегодня саморегулируемые организации. Как выстраиваются отношения, насколько влиятельно министерство среди строительных организаций? В чём Вы как министр видите главную задачу своего министерства в наше время?
— В Московской области, как и во всей стране, строители перешли на саморегулирование. Понимая, что перед нами стоит общая задача — обеспечение качества строительства, мы поддерживаем связь с большинством саморегулируемых организаций, объединяющих областные проектные и строительные организации.
В рамках реализации законодательства о саморегулировании в строительстве строительный комплекс Московской области за последние годы провёл большую работу по становлению саморегулирования. Создано 12 саморегулируемых организаций. Среди них восемь строительных и четыре проектных. Не менее 2 тыс. подмосковных организаций вступили в СРО.
Самые крупные из них образованы на базе существующих союзов строителей Московской области.
На постоянной основе работает Совет по взаимодействию с некоммерческими организациями при Минмособлстрое, на заседаниях которого состоялись выдвижения кандидатур для участия в выборах координатора саморегулируемых организаций в строительстве по Центральному федеральному округу и в Совет Национального объединения строителей от Московской области. Ведётся обмен опытом между саморегулируемыми организациями, зарегистрированными на территории Московской области.
Саморегулируемые организации привлекаются к подготовке заключений на проекты нормативных правовых актов, поступающих в министерство, участвуют в значительных общественных мероприятиях, проводимых в строительном комплексе Московской области.
Нами разработан прогноз социально-экономического развития строительного комплекса до 2020 г., в котором определены стратегические цели и важнейшие целевые индикаторы.
Поэтому задач у строителей Подмосковья на ближайшую перспективу достаточно:
— закрепить показатель ввода жилья на уровне не менее 1 кв. метра на жителя области. Причём одновременно со строительством жилья мы будем и в дальнейшем уделить особое внимание созданию социальной и инженерной инфраструктуры. Увеличение объёмов жилищного строительства должно сопровождаться адекватным сокращением объёмов ветхого жилья и очереди на получение жилья;
— в рамках реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» нам необходимо обеспечить выполнение целевых показателей долгосрочной целевой программы Московской области «Жилище» и Федеральной целевой программы «Жилище»;
— необходимо принять все исчерпывающие меры для своевременной разработки документов территориального планирования и правил землепользования и застройки муниципальных образований;
— обеспечить незамедлительное и качественное выполнение мероприятий в рамках взаимодействия Правительства Москвы и Правительства Московской области по вопросам гармонизации градостроительной деятельности;
— следует уделить первостепенное внимание мероприятиям по обеспечению жильём военнослужащих Минобороны России на территории Московской области. Все поставленные задачи по строительству жилья и по обеспечению строительства объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктуры в местах массового строительства жилья для военнослужащих на двух земельных участках Минобороны России в Подольском муниципальном районе и городских округах Подольск и Балашиха должны быть выполнены в установленные сроки и в полном объёме;
— в целях обеспечения подготовки для строительного комплекса Московской области квалифицированных, особенно рабочих, кадров нам необходима разработка системы взаимовыгодного сотрудничества строительных организаций и учебных заведений, в том числе подведомственных Минмособлстрою, на основе принципов частно-государственного партнёрства. Потребуется также создание чёткой системы непрерывной подготовки востребованных рынком труда специалистов.