Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Ирек Файзуллин: «Градостроительная деятельность сегодня способна сформировать комфортную среду для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества» №1(1), 2011 год

Мария Ушакова

Республика Татарстан традиционно находится в числе регионов-лидеров по строительным программам. В республике активно строится жильё, возводятся промышленные, социально-культурные комплексы и, конечно же, объекты Универсиады–2013. Какая программа наиболее важна, какой видится её дальнейшее развитие, на эти и другие вопросы отвечает гость нашего журнала – министр строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан Ирек Энварович Файзуллин.

— Если говорить о приоритетах в программах, то, без сомнения, это строительство жилья. Здесь не может быть других мнений. В любые времена для людей была, есть и будет важна крыша над головой. Нет другого варианта в решении проблемы доступности жилья — кроме его строительства. Только так мы сможем избежать дефицита, а значит, спекуляций на рынке жилья, высокого уровня обеспеченности рынка разными типами жилья.

В Республике Татарстан президент лично контролирует вопросы реализации жилищных программ.

Ещё с середины 90-х годов прошлого века, когда практически по всей стране стройка стояла, в республике началась масштабная программа ликвидации ветхого жилья. В Татарстане за последние десять лет ежегодно вводилось свыше полутора миллиона квадратных метров жилья, что соответствовало среднегодовому объёму ввода жилья в дореформенные годы. Всего за несколько лет был обеспечен рекордный уровень ввода жилья: в 2008 году — 2 млн 222 тыс. квадратных метров, в 2009 году — 2 млн 10 тыс., в 2010 году введено жилья общей площадью 2 млн 27 тыс.
квадратных метров. Планируется, что до конца 2011 года будет введено 2 млн 390 тыс. квадратных метров жилой площади.

Другой важный аспект — государственная политика в отношении градостроительства. Основой реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жильё — гражданам России» стала федеральная целевая программа «Жилище» на 2002–2010 годы. Реализация программы впервые на постсоветском пространстве вывела на уровень государственной политики меры по комплексному освоению территорий под массовое жилищное строительство и чётко определила группы населения, перед которыми государство несёт обязательства по удовлетворению их жилищных потребностей. Целевая программа «Жилище» на 2011–2015 годы, пролонгирующая действие её механизмов и формирование ряда новых мер, предусматривает создание условий для возникновения рынка доступного жилья эконом-класса, отвечающего требованиям энергоэффективности и экологичности.

В республике уже многое сделано в этом направлении. Татарстан постоянно реализовывает собственные программы жилищного строительства. С 1996 по 2004 годы действовала программа ликвидации ветхого жилья. Более 40 тыс. семей получили благоустроенное жильё по ней. На смену программе по ликвидации ветхого жилья пришла программа социальной ипотеки, по которой граждане получают квартиру в рассрочку под 7% годовых. По программе социальной ипотеки только в 2010 году свои жилищные условия улучшили более 11 тыс. семей.

Малоэтажное жильё — это также один из приоритетов. Данный сегмент получил своё развитие в республике на волне экономичес­кого подъёма 2004–2007 годов и, несмотря на последствия кризисной ситуации в экономике, остаётся одним из деятельных сегментов на рынке строительства жилья. Снизились темпы строительства, а в ряде случаев оно приостановлено — в сегменте элити бизнес-класса. Однако появились реализуемые и проектируемые посёлки эконом-класса.

— Ирек Энварович, Вы курировали строительство объектов Универсиады в бытность, когда ещё были заместителем министра, сегодня, будучи главой ведомства, у Вас хватает времени также напряжённо контролировать эту программу?

— Вы правы, появилось множество других, не менее значимых задач, но стараюсь по-прежнему вплотную заниматься стройкой объектов Универсиады. Для Татарстана это важнейший мега-проект и сегодня, на этом этапе от строителей зависит то, насколько успешно пройдёт это крупнейшее спортивное мероприятие.

Для проведения соревнований XXVII Всемирной летней универсиады 2013 года в Казани планируется задействовать 65 спортивных комплексов, 38 из которых объекты нового строительства и 27 сооружений подлежат реконструкции в соответствии с требованиями FISU.

Основным объектом строительства является комплекс «Деревня Универсиады». Он включает в себя жилые комплексы для размещения 13,5 тыс. участников (разделённые на три пусковых комплекса общей площадью — 275 683 тыс. квадратных метров), международный информационный центр, медицинский центр, центр общественной безопасности, спортивно-тренировочный блок со стадионом.

На сегодняшний день уже построено 25 спортивных объектов, а также 1-й и 2-й пусковые комплексы Деревни Универсиады.

В 2009 году сданы «Академия тенниса», «Дворец единоборств», «Комплекс стендовой стрельбы», спортивные комплексы «Ватан», «Триумф», «Форвард», «Тулпар», «Итиль» и спортивный центр с плавательным бассейном «Ак Буре».

В 2010 году построены спортивный комплекс «Олимпиец» Казанского училища олимпийского резерва, спортивные сооружения «Тезуче», «Мирас», «Ватан», «Москва», «Бустан», крытые плавательные бассейны «Акчарлак», «Буревестник» и «Олимп», стадионы «Олимп», «Мирас» и «Тулпар», 1-й и 2-й пусковые комплексы Деревни Универсиады, спортивный центр с плавательным бассейном «Бустан», Центр бокса, Центр волейбола «Санкт-Петербург».

В 2011 году завершится строительство центров гребных видов спорта и гимнастики. Продолжается строительство крупнейших уникальных спортивных объектов, таких как «Дворец водных видов спорта», футбольный стадион на 45 тыс. зрителей, комплекс «Деревня Универсиады».

На этот и следующий годы запланированы мероприятия по строительству и реконструкции ещё 35 объектов, финансируемых из бюджета Республики Татарстан.

Проведение Универсиады в Казани потребует перемещения как её участников (спортсменов, судей, журналистов, сотрудников международных и национальных спортивных организаций, персонала и волонтёров, сотрудников служб безопасности, партнёров, гостей и зрителей), так и значительных объёмов грузов.

Программа развития транспортной инфраструктуры Казани включает в себя строительство объектов улично-дорожной сети, реконструкцию международного аэропорта «Казань» и речного вокзала, организацию интермодальных перевозок, развитие городского пассажирского транспорта, строительство новых станций мет­рополитена.

Программа по строительству объектов улично-дорожной сети предусматривает строительство и реконструкцию 155 объектов: 14 транспортных развязок, 23 городских дорог, 44 пешеходных переходов, капитальный ремонт 73-х городских улиц, строительство автоматизированной системы управления дорожным движением.

— Строительство объектов Универсиады, реализация программы социальной ипотеки обеспечили рост строительной отрасли. Каковы в этом контексте прогнозы развития промышленного строительства в ближайшее время?

— О дальнейшем развитии промышленного строительства в республике сегодня можно говорить с уверенностью. Реализация крупных проектов, таких как строительство комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов ОАО «ТАНЕКО», особой экономической зоны «Алабуга», индустриального парка «Камские Поляны», строительство технополиса «Химград» Казани в среднесрочной перспективе будет продолжено.

Строительство комплекса аммиака, метанола и гранулированного карбамида ОАО «Аммоний» в городе Менделеевске, электрометаллургического завода ЗАО «ТатСталь» в городе Лениногорске в дальнейшем позволит не только сохранить масштабы строительства промышленных объектов, но и увеличить их.

В целом промышленное строительство в республике развивается довольно динамично, за последние годы на многих предприятиях отрасли реализованы программы модернизации и развития производства.

— Одна из основных задач вашего министерства заключается в формировании пространственной среды, благоприятной для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества. Что вы вкладываете в это понятие? Назовите основные критерии и градостроительные нормы, применимые для осуществления этой глобальной задачи. Есть ли примеры удачных решений в масштабах района, микрорайона и так далее?

— На мой взгляд, градостроительная и строительная деятельность, отвечающая самым современным требованиям, сегодня способна сформировать комфортную среду, благоприятную для жизнедеятельности человека и устойчивого развития общества. Сегодня имеются все предпосылки для максимально приемлемой архитектурно-пространственной организации. Современные технологии и методы организации работы позволяют заниматься вопросами улучшения состояния окружающей среды, обес­печением полноценной жизнедеятельности маломобильных групп населения (пенсионеров и инвалидов), повышением безопасности граждан и снижением уровня вандализма, формированием условий для реализации культурной и досуговой деятельности граждан.

Градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением всех норм технических регламентов и безопасности территорий, инженерно-технических требований и гражданской обороны. Это и есть наиболее эффективный способ надлежащего градостроительного планирования.

Введённое Градостроительным кодексом Российской Федерации понятие «территориальное планирование» как первая фаза градостроительной деятельности является прямым аналогом общемирового процесса «пространственного планирования». Он предполагает создание в конкретных национальных масштабах правового поля и системы управления эффективным и устойчивым природопользованием, размещением и развитием элементов отраслевой структуры экономики, сети населённых мест, инженерно-транспортного и энергетического обеспечения территорий.

— Как развивается тема комплексной застройки городов и населённых пунктов практически? Вопросы удачной планировки — удобной, рациональной и красивой для глаза.

— Комплексное освоение территории — это, прежде всего, работы по подготовке документации по планировке, строительству объектов социальной, дорожной и инженерной инфраструктуры.

К концу будущего года планируется завершить подготовку схем территориального планирования муниципальных районов республики. Обеспечивается разработка правил землепользования и застройки муниципальных образований. Эту работу координирует Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан. Население имеет возможность принимать участие в регулировании застройки, посредством участия в проводимых публичных слушаниях.

Удачно осуществляется комплексная застройка на территориях, где органом местного само­управления муниципального образования уже подготовлена и утверждена программа комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования.

Есть примеры комплексного освоения земельных участков, осуществляемого на основе частно-государственного партнёрства, где предусмотрены взаимные обязанности государства и бизнеса по эффективной застройке развиваемой территории. При этом бизнес ориентирован не только на строительство коммерческого жилья, но предусматривает в рамках комплексного освоения земельных участков строительство социальной инфраструктуры. Это территории городов Казани, Набережных Челнов, Альметьевска, Елабуги.

Решение вопросов удачной планировки — удобной, рациональной и красивой разбивается на целый комплекс социальных, экономических, функциональных, инженерных, технических и иных задач. Это совокупность мероприятий по развитию систем инженерно-транспортной и социальной инфраструктуры. В решении этих задач необходимо участие архитектора. Решение вопросов удачной планировки зависит от конкретного архитекторского решения, авторского замысла, пространственной, планировочной, функциональной организации.