Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

След на Земле №1(1), 2011 год

Татьяна Тебенихина

ООО ПКФ «Гюнай» реализует ряд социально-ориентированных инвестиционных контрактов по комплексной застройке территорий в городском округе Домодедово. Предприятие создано в 1992 году. За последние семь лет вошло в топ самых надёжных строительных компаний Подмосковья. Это результат грамотной производственной и управленческой политики. Губернатор Московской области дал высокую оценку деятельности предприятия. Б.В. Громов дважды посетил объекты, которые строит ООО ПКФ «Гюнай». Генеральный директор А.С. Рагимов дал интервью нашему журналу, в котором рассказал о задачах и перспективах развития предприятия.

— Ализаман Сабирович, какие задачи стоят перед ООО ПКФ «Гюнай»?

— Основная стратегия — ликвидация ветхого, аварийного жилья, комплексная застройка современных кварталов. Мы были первопроходцами, поэтому губернатор области Б.В. Громов провёл у нас первое выездное заседание по строительству. ООО ПКФ «Гюнай» ведёт реконструкцию трёх микрорайонов в городе Домодедово. Заключён контракт между правительством Московской области и администрацией городского округа Домодедово о реконструкции Северного микрорайона, в котором надо отселить и снести 49 шлакоблочных двухэтажных домов. В Западном микрорайоне, который называют ещё Текстильщиками, будут снесены 45 морально и физически устаревших домов. В Авиационном микрорайоне сооружается стартовый десятиэтажный кирпичный жилой дом на 529 квартир с пристроенными зданиями школы искусств, торгового центра. Работы финансируем за счёт собственных средств и вложений соинвесторов и дольщиков, бюджетные деньги не привлекаем. Мы реализуем областную целевую программу «Жилище», в состав которой входит подпрограмма «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда». Предусматривается только в Северном микрорайоне строительство многоэтажных домов общей площадью 233 тыс. кв. метров с объектами соцкультбыта. Основанием для проведения работ по комплексной застройке микрорайона является инвестиционный контракт от 29 декабря 2003 года. Сейчас ведётся строительство двух жилых домов общей площадью более 45 тыс. кв. метров, более 110 квартир в этих новостройках также выделяются под переселение, а во встроенно-пристроенных помещениях разместятся дома детского творчества.

— Комплексная программа строительства предусматривает также широкое развитие социальной инфраструктуры. Расскажите об этом подробнее.

— Первого сентября у нас был праздник — новая школа распахнула двери для ребят. Мы построили её на свои средства. Строительство началось в конце второго квартала 2010 года и завершилось на год раньше намеченного срока. Эта школа — наш второй социальный объект, ставший подарком городу. Два года назад, в разгар кризиса, мы сдали в эксплуатацию детский сад «Муравей» на 120 мест, также построенный за счёт собственных средств, как и вся социальная инфраструктура — магазины, аптеки, парикмахерские, досуговые учреждения для детей и молодёжи. Мы осваиваем площадки комплексной застройки в Западном и Авиационном микрорайонах, где также предусмотрено сооружение школ, детских садов, медицинских учреждений. Участвуем в программе строительства жилья для военных. Как я уже подчёркивал, всё, в том числе жильё для отселения, сооружается без бюджетного финансирования, кроме этого, мы берём на себя бесплатную перевозку имущества переселенцев, разбираем и утилизируем сносимые дома. Квартиры в новостройках для них полностью отделываем «под ключ». Строящиеся объекты постоянно посещают руководители местной администрации. С жителями отселяемых домов регулярно, несколько раз в месяц, работает комиссия, в состав которой входит руководство компании, представители Минмособлстроя и администрации района. Мы гордимся, что некоторые новосёлы наших домов получили ключи от квартир из рук губернатора Московской области Б.В. Громова.

— Ализаман Сабирович, есть ли, на ваш взгляд, препятствия, мешающие развитию отечественной стройиндустрии? Что вам хотелось бы изменить?

— У каждого инвестора-застройщика, проводящего комплексную реконструкцию, возникают проблемы законодательного порядка. Безусловно, нужно усовершенствовать положения Жилищного, Градостроительного, Земельного и Налогового Кодексов РФ, чтобы продвигаться дальше и комплексно развивать наши города. На наш взгляд, необходимо предусмотреть строгий порядок отчуждения жилой площади. Закон должен защитить собственника, у которого имеется единственное жилое помещение, и в то же время, не позволить ему завысить цену на изымаемое жильё. Полностью требуется переработка ЖК в части изъятия земельных участков у собственников индивидуальных домов. Вся непригодность этой части ЖК была наглядно продемонстрирована событиями в Бутово, а теперь и в Сочи. Норма, ныне действующая в законе, признаёт только право на изъятие «для государственных нужд», а нужды самих муниципалитетов по комплексной застройке, предписанной Градостроительным кодексом РФ, в том числе на приведение дорожной сети в соответствие с нынешними требованиями, не учитываются. В итоге, вместо комплексной застройки и реконструкции городов так называемого «сельского типа», идёт точечная застройка, что существенно удорожает жильё. Без признания прав муниципалитетов на изъятие земельных участков и чёткой формулировки определения рыночной стоимости земельных участков и строений никакого превращения городов «сельского типа» в города, отвечающие современным требованиям, не произойдёт.

По нашему мнению, для уменьшения цен на новостройки необходимо законодательно решить вопрос об исключении изъятия у застройщиков через налогообложение части денежных средств, предназначенных для комплексной квартальной, микрорайонной застройки, реконструкции и исполнения «обременения». То есть вообще прекратить трактовать затраты застройщиков на необходимые по градостроительным нормам объекты инфраструктуры, создаваемые вместе с новостройками и на отселение и снос, как затраты, которые застройщик должен нести за счёт своих собственных средств, оставшихся после уплаты налога на прибыль, наоборот, они должны считаться как затраты, уменьшающие налогооблагаемую базу. Соответственно, должен быть исправлен и сам 214-ФЗ 2004 года в части отмены противо­естественного запрета застройщику использовать часть средств дольщиков на необходимую инфраструктуру и освобождение территории, пре­дусмотренные инвестиционным контрактом по её комплексной застройке/реконструкции. Федеральная законодательная база противоречива и не даёт возможности полноценно развиваться строительному бизнесу. Да, существует национальный проект «Доступное и комфортное жильё гражданам России», но его реализация возможна лишь в условиях, благоприятных для развития стройиндустрии.