Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Эстетика конструктивизма Свежий номер

Владимир Пожарский

Архитектурная компания «А.К. ЦентрПроект» создана в 2002 году. Сфера деятельности — архитектурное проектирование — от создания концепции до рабочих чертежей. За прошедшие годы ее сотрудниками разработано более 40 проектов зданий. Среди них наиболее значимые: офисно-выставочный комплекс ОАО «МТЗ“ Рубин» в Москве, физкультурно-оздоровительный комплекс и здание гостиницы в Уфе, культурно-деловой центр в Минске, планировка жилого района «Восточный» в Нальчике, а также — 14-ти этажный жилой дом, административное здание Сбербанка России и офисное здание «Виктория» в Краснодаре. «Виктория» по праву заняла первое место в номинации «Общественные здания» в 2010 году на IX Краснодарском краевом открытом смотре-конкурсе. Виктор Чурилов, генеральный директор «А.К. ЦентрПроект», рассказал нашему журналу об основных направлениях деятельности компании и развитии российской архитектуры.

— Виктор Алексеевич, расскажите о ваших проектах, какие из них особенно дороги?

— Отдельно отмечу здание Сбербанка в Краснодаре и Общественный центр в городе Гулькевичи. Понемногу начал реализовываться проект культурно-делового центра в Минске, замороженный в начале финансового кризиса. Там очень удачная площадка, доминирующая над всем городом. С этим проектом мы участвовали в международном конкурсе и победили.

— Часто ли приходится идти на компромисс с заказчиком? К примеру, заменять материалы на более дешёвые?

— Нет. Мы добиваемся стопроцентной реализации своих проектов. Сейчас заказчик не такой как прежде. Он желает сделать всё как можно лучше и качественнее.

— Любой архитектурный объект вы «вписываете» в окружающий мир. Были ли у вас проекты, где вы заглядывали в будущее? То есть здание и сейчас стоит на этом месте как родное, но и через 50-100 лет
оно будет с окружающим миром единым целым.

— Практически всегда так и бывает. Строим сейчас, а в это время окружение меняется. Поэтому мы стараемся создавать проекты с учётом будущего контекста.

— Какой станет архитектура в будущем?

— Архитектура в будущем зависит от многих факторов: от климата, от контекста, от вкусов авторов и заказчиков. Мы, как правило, навязываем собственные пристрастия заказчикам и делаем проекты в лучшем, на мой взгляд, стиле советского конструктивизма. Он отвечает двум основным задачам: функциональность и современность. В то же время характеризуется строгостью, лаконичностью форм и монолитностью внешнего облика, но вместе с тем подчёркивает экспрессию современных конструкций. На малой площади группируется максимальное количество жизненно необходимых помещений. Советский конструктивизм выделяется из иных стилей не только рациональностью плана и соответствием внешнего облика эстетическим идеалам современности, но и подразумевает использование новейших строительных материалов и конструкций.

«Каменный торт»

— Виктор Алексеевич, в каком городе мира как архитектору вам хотелось бы бывать чаще?

— В Барселоне. Изумительный город, ему, пожалуй, целых полтора века везёт на талантливых зодчих и толковых мэров. Я там был лишь один раз, но влюбился с первого взгляда.

— Когда вы видите какое-то интересное здание, то у вас не мелькает мысль: «Если бы это не спроектировал имярек, то спроектировал бы я сам»?

— Нет, я не настолько самоуверен. Меня чаще посещают другие мысли. Едешь по Москве и видишь явную ошибку архитектора, появившуюся за последние полтора десятка лет, например, «каменный торт», который совершенно не вписывается в стиль улицы или площади, и автоматически рождается совершенно иное решение данного архитектурного ляпа… В отличие от Москвы, в Санкт-Петербурге последние годы процесс застройки улиц шёл более «приземлённо». Там очень сильны традиции по сохранению исторического наследия — центра города. В Москве такой заботы долгое время не существовало. Только сейчас при мэре Собянине наконец-то стала разрабатываться градостроительная концепция: будут введены ограничения по этажности, станет строже контролироваться точечная застройка.

Новая Москва

— Столица с 1 июля стала в два с половиной раза больше. Вы будете проектировать застройки территорий Новой Москвы?

— Возможно. Дело в том, что пока идёт градостроительная фаза освоения, то есть сейчас занимаются разработкой схемы территориального планирования, отдельных планировочных и функциональных зон этих территорий. Мы же — мастерская объёмного проектирования, наша очередь наступит тогда, когда будут утверждены все градостроительные планы и начнётся конкретное проектирование отдельных объектов: офисных, общественных или жилых зданий.

— Какое из министерств вы хотели бы проектировать? Может быть, министерство морского флота в виде корабля или капитанской фуражки?

— Образы зданий ищутся на другой типологической основе. Когда мы ищем образ какого-то здания, то не задаёмся его функциональной принадлежностью — это не главное. Для нас самое важное, чтобы здание было удобно, и одновременно привлекательно для всех, а не только для тех, кто в нём находится или владеет, также чтобы оно было современным. В настоящее время у нас есть архитекторы, которые работают в жанре Жолтовского (сталинский неоклассицизм). Иногда это получается очень удачно, когда объект возводится в контексте уже существующей сталинской застройки. Но если в Новую Москву придут такие архитекторы, и будут там возводить высотки в сталинском стиле — это будет противоестественно. Современная архитектура развивается по своим законам и толчком является, прежде всего, развитие новых технологий и материалов. Благодаря этому рождаются совершенно новые решения фасадов, новые конструкционные и конструктивные решения. А то, что мы предпочитаем нашу классику — советский конструктивизм — это наш вкус, и нам кажется, эта архитектура может существовать и будет гармоничной как в среде старого, так и в среде нового города. Если нам выпадет удача, и мы выиграем тендер на какое-то здание или комплекс зданий, конечно же, мы будем работать в этом стиле и предлагать свои решения. Подстраиваться не станем. Мы работаем на будущее, тем более — сейчас, когда есть возможность широко использовать новейшие материалы.

— Какие материалы вы бы отметили?

— Мы стали широко использовать фиброцементные плиты. Они появились на отечественном рынке всего года три-четыре назад, а теперь в России уже два завода их выпускают. Также выпускается большая палитра материалов на основе композитов из алюминия. Появилась масса материалов, которые великолепно имитируют натуральные камни: мрамор, гранит, травертин. Долговечные композиты появились из прессованной целлюлозы, имитирующие натуральное дерево или тот же алюминий. Они дешевле и доступнее, а также технологичнее в монтаже. Также сейчас есть стекло с многочисленными функциями по энергосбережению, по отсеканию ультрафиолетового потока и так далее. Учёные практически доказали, что человек стареет, получая изрядную дозу ультрафиолета. И если бы вокруг Земли существовал более плотный экран от него, то человек жил бы намного дольше. Сейчас изобретены такие стекла, которые защищают от ультрафиолетового излучения и пропускают свет. Следовательно, в грамотно спроектированном доме и человеческая жизнь продлевается. Это не миф, а реальность.