Должности, опубликованные на сайте, указаны на момент публикации

Перспективы развития курортных территорий Краснодарского края. Олимпийский Сочи Свежий номер

Александра Попова

Каждый день в России происходит множество совершенно разных политических, культурных, экономических событий. Но вот уже в течение нескольких лет неизменным фоном происходящего является «стройка века» в Краснодарском крае. Эти благодатные территории меняются, получают новый облик, чтобы обрести более высокий уровень гостеприимства и комфорта. О перспективах развития курортных территорий Краснодарского края и об Олимпийском Сочи нам рассказал Юрий Рысин, руководитель департамента по архитектуре и градостроительству, главный архитектор Краснодарского края.

— Юрий Владимирович, расскажите, на что направлена деятельность краевого департамента по архитектуре и градостроительству сегодня.

— Краснодарский край — одна из наиболее привлекательных инвестиционных территорий в стране, поэтому важнейшая организационная задача властей — территориальная организация и планирование. Основным комплексным градостроительным документом, определяющим планировочную организацию и назначение территории субъекта Российской Федерации по совокупности различных факторов, является Схема территориального планирования Краснодарского края. В настоящее время ведётся интенсивное развитие прибрежной зоны Черноморского и Азовского побережья. Его стратегия определяется в разработанных и законодательно утверждённых программах.

— Какие результаты достигнуты на сегодняшний день?

— В рамках краевой целевой программы «Развитие санаторно-курортного комплекса Краснодарского края на 2003-2010 годы» выполнена разработка значительного объёма градостроительной документации для прибрежных территорий края. Среди наиболее значимых объектов отмечу схему территориального планирования Темрюкского района, которая предусматривает развитие поселений и рекреационных территорий, а также создание нового крупного порта «Тамань» у мыса Железный рог, включённого в концепцию развития морских портов Краснодарского края и в федеральную программу «Модернизация транспортной системы России».

Другая перспективная разработка — планирование игорной зоны вблизи города-курорта Анапа. Решение о её размещении принято Правительством РФ с целью увеличения туристической и деловой активности территории.

Утверждены генеральные планы Новороссийска, Геленджика и близлежащих территорий, предполагающие их формирование как инвестиционных, рекреационных и курортных центров.

Схема территориального планирования Туапсинского района предусматривает развитие горнолыжного и климатического курорта «Гора Семиглавая», комплекса «Новомихайловский Посад», крупного порта, а также пляжных зон курортных посёлков.

Существенную роль для повышения уровня комфорта имеет организация современной инженерно-транспортной инфраструктуры, интегрированной в федеральную и международную сеть. В этом направлении запланировано строительство автодороги Краснодар-Абинск-Кабардинка, которая должна стать частью системы международных транспортных коридоров. В результате строительства дороги будет обеспечен новый выход к юго-западной части курортной зоны Черноморского побережья и крупнейшему порту юга России — Новороссийску.

Разработан инвестиционный проект по организации каботажного плавания с целью осуществления пассажирских перевозок между курортными центрами. Проектом предполагается реконструкция пассажирского порта в Анапе, куда войдут многофункциональный пассажирский вокзал, эллинги для малого каботажного пассажирского флота, причалы и марины для яхт. Также морские пассажирские порты будут построены или воссозданы в Сочи, Туапсе, Геленджике, Темрюке, Приморско-Ахтарске и Ейске.

— Однако основное внимание общественности приковано, конечно же, к строительству Олимпийского Сочи. Юрий Владимирович, насколько город готов ко встрече Олимпиады?

— Во-первых, отмечу, что на первом этапе в соответствии с мероприятиями федеральной целевой программы строительства олимпийских объектов и развития города Сочи как горноклиматического курорта были разработаны все необходимые документы: схема территориального планирования Сочи, генеральный план городского округа Сочи, документы территориального планирования агломерации Сочи, проект генерального плана туристско-спортивного горноклиматического курорта «Красная поляна», проект планировки Имеретинской низменности и др. Подчеркну, что все градостроительные разработки ведутся с учётом статуса города как исторического поселения и с обязательным сохранением памятников архитектуры.

Строительство объектов олимпийской инфраструктуры ведётся на территории двух кластеров: горного (в районе п. Красная Поляна — п. Эстосадок) и прибрежного (Имеретинская низменность). Проекты разработаны таким образом, что спортивные сооружения и объекты инфраструктуры максимально сконцентрированы в одном месте, что значительно облегчит перемещение между ними и позволит сэкономить время.

Транспортная связь между кластерами будет обеспечена совмещённой автомобильной и железнодорожной магистралью «Адлер — „Альпика-Сервис“. ОАО „РЖД“ осуществляет строительство дороги общей протяжённостью 48 км на сложном горном рельефе. Начато движение по железнодорожной линии Адлер — аэропорт Сочи. Она сможет обеспечить перевозку 60% всех авиапассажиров, прибывающих в столицу зимних игр 2014 года — более 86 тыс. человек в сутки. Ведётся реконструкция существующих линий и строительство новых с учётом их доступности маломобильным группам населения.

На территории горного кластера разместятся объекты горнолыжного спорта: горнолыжный центр на 18 тыс. мест, сноуборд-парк на 15 тыс. мест, фристайл-центр на 14 тыс. мест, комплекс для соревнований по лыжным гонкам и биатлону на 16 тыс. мест, санно-бобслейная трасса на 11 тыс. мест, комплексы трамплинов на 15 тыс. мест, горная олимпийская деревня на 2,6 тыс. мест. На сегодняшний день завершено строительство совмещённого биатлонного и лыжного комплекса (первые тестовые соревнования прошли в декабре 2011 года) и комплекса трамплинов (первые тестовые соревновании состоялись в январе 2012 года).

На территории прибрежного кластера в Имеретинской низменности ведётся строительство главных спортивных сооружений и объектов инфраструктуры. В центральной части территории создаётся Олимпийский парк с центральным стадионом и комплексом ледовых арен. В северо-западной части строятся основная олимпийская деревня на 3 тыс. мест, медиа-центр, гостиницы для представителей МОК, Олимпийской семьи и Паралимпийского комитета. В восточной части возводится развлекательный «Сочи-парк». На юго-востоке запланировано строительство гостиничных комплексов. На сегодняшний день уже завершены основные работы по возведению большой и малой ледовых арен, арены для кёрлинга.

Сложные инженерно-геоло­гические, сейсмические, гидрологические условия требуют принятия нестандартных решений и применения инновационных технологий. Так, для инженерной защиты территории Имеретинской низменности параллельно берегу моря создаются пруды-регуляторы, которые, кроме улучшения гидрологической ситуации, также будут являться элементами ландшафтного дизайна.

Таким образом, подготовка Олимпийских игр 2014 года в Сочи вошла в завершающую стадию, и большинство объектов в ближайшее время будут сданы в эксплуатацию. Особо подчеркну, что все олимпийские проекты разрабатывались с учётом возможности их использования в постолимпийский период. После Олимпиады спортивные сооружения будут использоваться для подготовки российских и зарубежных спортсменов, а отели позволят на должном уровне принимать российских и зарубежных гостей. Часть спортивных объектов будет демонтирована и перенесена в другие субъекты Российской Федерации. Часть гостиниц в Имеретинской низменности будет перепрофилирована в полноценный жилой район с развитой инфраструктурой. Комплекс объектов Олимпийского парка будет перепрофилирован в общественно-развлекательный и деловой центр. В итоге, к 2014 году Сочи должен стать курортом мирового уровня.