Ворота в город, или первый аутлет-молл Fashion House Moscow №1(2), 2012 год
Терапия… шопингом? Отчего же и нет, врачующее действие удачной покупки доказано практически. Большинство из нас включают в это понятие несколько важных составляющих: приобретение должно быть модным, красивым, прагматичным и не наносить сокрушительного удара по семейному бюджету. Всегда ли удовлетворяет этим ожиданиям торговля? Ответ будет утвердительным, если вы поедете в аутлет-молл, который вскоре появится на Ленинградском шоссе, при въезде в столицу. Кстати, рабочее название проекта звучит яркой метафорой: «Ворота в город». Компания ООО «Меркурий» приступила к реализации данного проекта на начальном и, пожалуй, самом сложном этапе, требующем решения юридических аспектов, предваряющих начало строительства. Генеральный директор компании — Наталья Сойер, и сегодня она гость нашего журнала. Наши читатели имеют возможность получить информацию «из первых уст» о системе аутлет-моллов и их преимуществах.
По западным стандартам
— Наталья Валентиновна, в начале апреля минувшего года произошло знаменательное событие — был заложен первый камень на месте строительства аутлет-молла, который вскоре появится в Московской области. Расскажите подробнее, как идёт реализация проекта.
— Действительно, 5 апреля 2011 года был торжественно заложен первый камень на месте строительства первого в России аутлет-молла. Этот факт весьма важен — вблизи подмосковного посёлка Чёрная Грязь вскоре появится первый аутлет-центр, полностью соответствующий западным стандартам, предъявляемым к этому виду торговли. Проект начинался в момент финансового кризиса, что не помешало ему состояться. Более того, идея аутлет-центров, основанная на предоставлении высококачественного и модного товара со значительными скидками, привлекает всё больше покупателей, которые становятся приверженцами новой модели торговли.
Дата закладки камня на месте строительства выбрана не случайно: именно в эти дни в Россию прибыла торговая делегация, которую возглавил его королевское величество принц Бельгии Филипп. По словам г-на Боггартса, руководителя бельгийского агентства внешней торговли, эта экономическая миссия стала самой крупной в истории Бельгии. 5 апреля был подписан важный договор между компанией No One, представляющей такие бренды, как FABI, Baldinini, Vicini, и компанией Liebrecht & Wood, являющейся инвестором Fashion House Moscow. Подписание этого важного контракта будет способствовать развитию торгового сотрудничества между Россией и Бельгией, одним из этапов которого явилось завершение работ по разработке и утверждению документации первого аутлет-молла на территории России.
Реализация этого проекта — результат взаимопонимания и сотрудничества между Правительством Московской области и представителями европейского бизнеса, что отметил в своём письме посол Королевства Бельгии в Москве г-н Ги Труверуа. Господин посол выразил благодарность губернатору Московской области Борису Всеволодовичу Громову, а также заместителю председателя Правительства Московской области — министру транспорта Правительства Московской области Петру Дмитриевичу Кацыву; начальнику Главного Управления архитектуры и градостроительства Московской области Александру Евгеньевичу Фролову и отметил, что проект является одним из 13 контрактов, подписанных во время бельгийской торгово-экономической миссии в России. Реализация проекта будет способствовать укреплению экономического сотрудничества между Россией и Бельгией, что повлечёт приток зарубежных инвестиций в экономику Российской Федерации.
— Какова роль Вашего предприятия ООО «Меркурий» в этом проекте?
— Аутлет-молл Fashion House Moscow — не первый проект нашей компании, поэтому мы отдавали себе отчёт в реальных проблемах, связанных с юридическим сопровождением документации, и знали пути их решения. Фактически, работа началась в 2005 году, с момента приобретения земельного участка в статусе «земли сельскохозяйственного назначения». В момент приобретения участка сразу же возникло немало проблем: необходимо было изменить его категорию и получить возможность строить торговый комплекс. Потребовались дополнительные заключения соответствующих ведомств, например, Министерства культуры, так как в непосредственной близости от участка расположен путевой дворец, являющийся памятником истории.
Мы знали, что на всех стадиях проекта инвесторы будут внимательно оценивать правильность оформления документов, поэтому вся документация нами тщательно выверялась. Нам удалось сформировать комплект документов, юридическая чистота которых была неоднократно проверена несколькими экспертизами, такой авторитетной компании с мировым именем, как Baker and McKenzie.
— Думаю, наш дальнейший разговор будет неполным, если вы не расскажете, как начинался ваш бизнес?
— Моё вхождение в мир профессиональной недвижимости произошло, когда я стала работать начальником юридического департамента компании Rising Star Media. Мною были подготовлены договоры, необходимые для открытия семейно-развлекательных комплексов Kinostar de Luxe (торговый комплекс Мега). Этот опыт послужил достаточной основой для реализации идеи — начать собственный бизнес в сфере недвижимости и земельных отношений. Кстати, в сфере девелопмента 20 лет работает мой супруг, основатель известной компании GVA Sawyer.
— Продолжая тему, связанную с реализацией проекта аутлет-молла, расскажите, какая работа была проведена. Насколько известно, сроки достаточно сжатые, в ноябре 2012 года аутлет-центр должен принять первых покупателей.
— Сроки подготовки документации по планировке территории — это закон, который мы неукоснительно соблюдаем. Самой активной фазой реализации проекта стал прошедший год, в это время были разработаны и утверждены все необходимые документы по планировке территории.
В первую очередь, надо было разработать проект планировки и утвердить его. Эта документация является основой всей последующей деятельности. Разработку материалов мы поручили опытным специалистам транспортного отдела и проектировщикам НИиПИ Градостроительства Московской области.
В процессе работы выяснилось, что неподалёку от будущего аутлет-молла начато проектирование третьей взлётно-посадочной полосы аэропорта Шереметьево. Потребовался целый комплекс мероприятий по приведению документации в соответствие с техническими нормативами. При этом удалось избежать потери драгоценного времени.
Самым сложным, можно сказать краеугольным камнем проекта, оказался вопрос транспортного обслуживания объекта. Земельный участок расположен между Федеральной трассой М-10 и проектируемой скоростной автомагистралью Москва — Санкт-Петербург. Был проведён анализ пропускной способности и интенсивности движения на данном участке шоссе в настоящее время и с учётом расчёта транспортной нагрузки проектируемого торгового комплекса. В результате проектная документация предусматривает реконструкцию существующего примыкания с организацией максимально удобных переходно скоростных полос разгона и торможения. Проектом предусмотрено разграничение транспортных потоков таким образом, чтобы грузовой транспорт использовал объездную дорогу. Схема транспортного обслуживания была согласована во всех необходимых инстанциях. На это ушли многие месяцы работы, и потребовалось вносить многократные изменения в проект.
Так появился въезд с федеральной трассы М-10 Москва — Санкт-Петербург.
При этом нужно было обеспечить дополнительное необходимое условие инвесторов — хороший обзор комплекса с федеральной трассы. В процессе работы выяснилось, что земельные участки, необходимые для обзора между дорогой и объектом, не являются муниципальными землями и на них оформлены права аренды различных юридических лиц. Нам пришлось решать и эти вопросы путём сложных переговоров и создания правильного баланса совместных интересов всех смежных собственников.
Все эти вопросы было бы трудно решать без активной поддержки со стороны руководства Московской области и местной администрации Лунево. Пользуясь случаем, хочу выразить признательность главе сельской администрации Надежде Викторовне Тютиной, которая проводила публичные слушания, общалась с населением и депутатами, аккумулируя общее мнение. В результате проект получил полную поддержку населения.
Надо отметить, что в местную администрацию уже начали обращаться жители, находящиеся в поиске работы. Действительно, аутлет-молл в состоянии предоставить населению не только товары, но и новые рабочие места, ведь их потребуется не менее тысячи. Таким образом ответственный бизнес решает не только экономические, но и социальные проблемы, способствует развитию территории поселения.
— Вы подчёркиваете, что создаётся первый и пока уникальный для России аутлет-центр. Но, тем не менее, уже есть торговые центры, именующие себя этим именем.
— Это не более чем подделка бренда. Классический аутлет-молл должен выдерживать чёткие стандарты, следовать которым непросто. При создании центра особое значение придаётся архитектуре, которая должна создавать уютную и доброжелательную атмосферу. Каждый центр уникален и неповторим и, в то же время, является принадлежностью сетевой системы. Всё продумано, чтобы покупатель чувствовал себя уютно, по-домашнему комфортно. Успех аутлет-молла зависит от ряда причин.
Как театр начинается с вешалки, аутлет-молл начинается с парковки. Именно поэтому на стадии планировочных решений была тщательно продумана схема организация движения на внутренней территории, а также предусмотрена парковка с запасом парковочных мест.
Стимулом для выхода на российский рынок международного оператора Fashion House стал острый интерес к нашей стране арендаторов, работающих с ним в других странах. Велик спрос на товары известных брендов, реализуемые со скидками. Это значит, что рынок восприимчив и готов к появлению аутлет-центров. В России пока нет ни одного подобного объекта, а их может быть не менее двух десятков.
Больше товаров — хороших и разных
— Что представляет собою аутлет-молл в классическом варианте?
— Родина аутлет-моллов — США, где они появились в XIX веке. Вначале это были фирменные магазинчики при небольших фабриках, производящих одежду и обувь. Привлекательность такой торговли заключалась, прежде всего, в ценовой политике: здесь можно было купить вещи чуть выше их себестоимости. Формат аутлет-моллов оказался настолько привлекательным, что в 70-х годах прошлого столетия приобрёл новый импульс развития. Выгода была обоюдная: производители получили возможность контролировать свои бренды и быстро реализовывать товары, а потребители смогли приобретать качественную одежду, обувь, аксессуары и предметы широкого потребления от лучших фирм со скидками, доходящими до 70%. Десятилетие спустя идею подхватили в Европе. Правда, вначале европейский рынок аутлет-моллов развивался довольно медленно, пока преимущества нового формата торговли в полной мере не оценили розничные дистрибьюторы и сами покупатели.
Люди сразу оценили прелесть покупок в подобных центрах. Выиграли все: торговые операторы, производители брендов и розничные дистрибьюторы. Формат аутлет-молла открывает для бренда новые рынки сбыта, создаёт потенциал для продаж продукции торговой марки.
Немаловажно, что целевая аудитория аутлет-центров и бутиков различается. Потребители первых — люди среднего достатка, для которых весомым аргументом в пользу той или иной покупки становится доступность цены. Сегодня многие страны Европы активно осваивают этот формат торговли. Намечается тенденция снижения розницы за счёт развития аутлет-центров. Солидные инвесторы уделяют этой форме торговли всё больше внимания: в Европе уже открыто 145 аутлетов или, как их ещё называют, бутик-городков.
Аутлет-моллы могут располагаться неподалёку от крупнейших исторических центров, поэтому шопинг удачно сочетается с осмотром местных достопримечательностей. Здесь сосредоточены десятки бутиков элитных брендов, атмосфера которых столь же изыскана и приветлива, как в престижных магазинах. Покупателям предлагаются дизайнерские коллекции мировых брендов минувших сезонов с умопомрачительными скидками, которые действуют постоянно.
Хвала культурному шопингу
— Значит, вскоре москвичи и жители Подмосковья получат возможность попасть в «потребительский рай»? Шопинг — не просто в качестве досуга, а возведённый на высоту искусства — звучит многообещающе. И всё-таки, почему проект получил название «Ворота в город»?
— Это название вполне оправдано исторически. Несомненный интерес представляет история посёлка с запоминающимся названием Чёрная Грязь. Начиная с XVIII века, здесь располагалась первая от Москвы почтовая станция Петербургского тракта, называвшаяся «путевым дворцом». Отсюда провожали отъезжающих из первопрестольной в Санкт-Петербург или за границу. Здесь останавливались
А.С. Пушкин, Н.В. Гоголь, М.И. Глинка, М.Ю. Лермонтов, В.Г. Белинский. Мы надеемся, что аутлет-молл станет своеобразной «визитной карточкой» Подмосковья.
— Видимо, столь выгодное местоположение будущего аутлета будет привлекать жителей не только столицы, но и окружающих регионов?
— Это действительно так. Предполагается, что покупателям центра станут жители Москвы и Московской области. Но не исключено, что культурный шопинг также привлечёт клиентов из близлежащих населённых пунктов. Во всяком случае, проведённые маркетинговые исследования дают хорошие прогнозы.
— Вы сказали, что формат аутлет-молла обеспечивается рядом чётких стандартов. Кроме значительных скидок, что характерно для них?
— Появление нового формата — закономерный процесс развития торговой недвижимости. Задача инвесторов — построить в России аутлет-центр, соответствующий принятым в мире стандартам. Для успешной реализации проекта важны несколько факторов: месторасположения центра в удалении от города, строгое соблюдение правил ведения бизнеса в этом сегменте и, наконец, грамотный подбор арендаторов, которые должны предлагать покупателям широкий ассортимент модных коллекций и поддерживать уровень цен, значительно более низких, чем в бутиках. Инвесторы весьма тщательно подошли к формированию списка арендаторов, просчитывая оптимальное соответствие брендов, в том числе по критерию ценового сегмента.
В Европе большинство аутлетов находятся в пригородах, это своеобразные «торговые деревни». Несмотря на значительные скидки, покупатель встречает здесь столь же радушный приём, как в дорогих магазинах. Большое внимание уделяется архитектуре центров, которые строятся по индивидуальным проектам, с учётом особенностей местности, её истории. Компания Fashion House построила первые аутлет-моллы в Польше, затем были реализованы проекты в Чехии и Румынии, стержнем каждого стала конкретная тема. Например, в Гданьске использован мотив рыбацкой деревушки, а в Варшаве явственно слышится нота средневекового города.
Концепция подмосковного аутлет-молла основана на лучших традициях российской архитектурной школы. Внешне здание напоминает фасад ГУМа. Интерьеры галерей будут воспроизводить узнаваемые детали улиц европейских городов — Лондона, Парижа, Милана. Здесь будет создана камерная обстановка, свойственная классическим бутикам. Архитекторы изучили стили российской архитектуры и постарались воссоздать их отдельные детали и элементы. Тщательно продуманы интерьеры, которые должны создать особую атмосферу радости.
Пространство организовано таким образом, чтобы быть соразмерным человеку, не утомлять и не подавлять его. Продумана схема организация потоков покупателей, помогающая в считанные мгновения определиться с направлением за нужным товаром — целевой покупкой. Иными словами, всё предусмотрено для удобства клиента, время которого высоко ценится. Инвесторы отказались от возможности окупить проект за счёт глобализации торговых площадей, возведения высотного комплекса.
— Иными словами, если я правильно Вас поняла, в идее аутлет-моллов важен не столько процесс купли-продажи, но и той атмосферы, в которой происходит шопинг.
— Действительно, аутлет-молл — это маленький островок шопинга, позволяющий посетителям провести целый день в уютной и дружественной атмосфере. Можно гулять, покупать нужные вещи, переходя с одной европейской «улицы» на другую, оставаясь при этом в пригороде Москвы. Здесь можно будет отдохнуть и перекусить в кафе или ресторане, а для детей предусмотрены развлечения, но это не должно отвлекать от самого главного развлечения — шопинга!
Чёрная Грязь... Эта земля обладает особой энергетикой. Она помнит присутствие людей, сыгравших значительную роль в отечественной истории и литературе. Чёрная Грязь была первой от Москвы почтовой станцией на Петербургском тракте. А.Н. Радищев увековечил её в названии последней главы своей книги «Путешествие из Петербурга в Москву», в которой рассказал о крестьянской «свадьбе поневоле», свидетелем которой он был. На станции некогда держали до 150 лошадей. Вдоль дороги тянулись дворы ямщиков. В начале XIX века здесь было построено двухэтажное здание почтовой станции, которая помнит многих выдающихся людей, проезжавших по главному российскому тракту.
Здесь неоднократно останавливался А.С. Пушкин. Вспоминая книгу Радищева, он писал: «В Чёрной Грязи, пока переменяли лошадей, я начал книгу с последней главы и, таким образом, заставил Радищева путешествовать со мною из Москвы в Петербург».
Поэт-партизан Денис Давыдов командовал здесь заставой во время эпидемии холеры.
В октябре 1839 года на станции Чёрная Грязь друзья провожали уезжающего за границу В.Г. Белинского, а спустя семь лет – покидавшего Россию А.И. Герцена. Вспоминая об этом, он писал: «Шесть-семь троек провожали нас до Чёрной Грязи. Мы там в последний раз сдвинули стаканы и, рыдая, расстались. Был уже вечер, возок скрипел на снегу... Вы смотрели печально вслед, но не догадывались, что это были похороны и вечная разлука».